Критики утверждают, что преимущества феминистского движения, особенно второй волны, в значительной степени ограничены белыми женщинами, получившими высшее образование, и что феминизм не смог решить проблемы цветных женщин, лесбиянок, иммигрантов и религиозных меньшинств.
Почти невозможно говорить ясно о феминизме третьей волны, потому что мало кто согласен с тем, что именно представляет собой третья волна, когда она началась и продолжается ли она до сих пор. “Путаница, окружающая феминизм третьей волны, - пишет ученая-феминистка Элизабет Эванс, - в некоторых отношениях является его определяющей чертой”.
Некоторые комментаторы считают третью волну “постфеминистской” или “не феминистской”, потому что она часто не использует формы активистов (например, марши, бдения и изменение политики) движения второй волны, создание альтернативных форм культуры перед лицом массовой корпоративной медиа-индустрии может быть понято как вполне политическое. Например, движение Riot Grrrl, основанное на тихоокеанском северо-западе США в начале 1990-х годов, состояло из самодельных групп, преимущественно состоящих из женщин, создания независимых звукозаписывающих лейблов, феминистских журналов и искусства. Их тексты часто касались гендерного сексуального насилия, сексуального раскрепощения, гетеронормативности, гендерной нормативности, жестокости полиции и войны. Феминистские новостные сайты и журналы также стали важными источниками феминистского анализа текущих событий и проблем. Журналы, такие как Bitch и Ms., а также коллективы онлайн-блогов, такие как Feministing и the Feminist Wire, функционируют в качестве альтернативных источников производства феминистских знаний. Если мы рассматриваем создание жизни на наших собственных условиях и борьбу за автономию как фундаментальные феминистские акты сопротивления, то создание альтернативной культуры на наших собственных условиях также следует рассматривать как феминистский акт сопротивления.
Плакаты времен движения Riot Grrrl
Транснациональные феминистки утверждают, что западные феминистские проекты по “спасению” женщин в другом регионе на самом деле не освобождают этих женщин, поскольку такой подход превращает женщин в пассивных жертв, лишенных возможности спасти себя. Поэтому транснациональные феминистки бросают вызов идее, которой придерживаются многие феминистки на Западе, о том, что любая область мира по своей природе более патриархальна или сексистка, чем Запад, из—за своей культуры или религии, утверждая, что нам нужно понять, как западный империализм, глобальный капитализм, милитаризм, сексизм и расизм создали условия неравенства для женщин во всем мире.
В заключение, феминизм третьей волны представляет собой яркое сочетание различных активистских и теоретических традиций. Настойчивое стремление феминизма третьей волны бороться с несколькими точками зрения, а также его упорное нежелание быть закрепленным как представляющий только одну группу людей или одну точку зрения, может быть его самой сильной стороной. Подобно тому, как странные активисты и теоретики настаивали на том, что “странный” является и должен быть открытым и никогда не должен означать что-то одно, сложность, нюансы и адаптивность феминизма третьей волны становятся преимуществами в мире, отмеченном быстро меняющимися политическими ситуациями. Настойчивое требование третьей волны о коалиционной политике как альтернативе политике, основанной на идентичности, является важнейшим проектом в мире, который отмечен изменчивым, множественным, перекрывающимся неравенством.
Протест 26 декабря 2019
У феминизма третьей волны был совершенно иной способ говорить и думать, чем у второй волны, - но ему не хватало сильного культурного импульса, который стоял за грандиозными достижениями второй волны.
Поделиться: