КОСМИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА

Тессеракт и четвертое измерение

Тессеракт

Тессеракт, жители балка и любовь

Законы науки в том виде, в котором мы их знаем сейчас, содержат много фундаментальных величин. Удивительно, что значения таких величин были, по-видимому, очень точно подобраны, чтобы обеспечить возможность развития жизни.

Вероятность того, что возникновение такого благоприятного сочетания этих величин произошло случайно, рассматривается учеными как очень малая.

Отсюда исходит множество вопросов. Если все возникло не случайно, значит ли это, что есть какой-то сверхразум в космосе, который это рассчитал или еще что-то, о чем мы пока не знаем? А может, как сказал мне один человек, мы являемся курсовым проектом какого-то инопланетянина, на четверочку, чем сильно меня рассмешил.

При всей научной точности и всех ярких и характерных для научной фантастики элементах, есть в «интерстеллар» нечто противоречивое. Речь идет о любви.

Сперва, Нолан максимально подробным образом объясняет нам, как работают черные дыры, воронки, время, гравитация, сингулярность и горизонт событий, 2 часа объясняет нам, как устроена вселенная, что с точки зрения физики возможно, а что невозможно, так точно выстраивает историю и причинно-следственные связи, хитросплетения, ведет нас к какому-то грандиозному открытию, а в конце говорит: «короче, ребят, всех спасла любовь».

Это может показаться самым нелогичным что есть в фильме, однако так кажется лишь на первый взгляд, потому что, если понять какую задачу перед собой поставил режиссер, понять, что он хотел сказать и показать, то любовь становится самым уместным и логичным, что могло бы появиться в финале.

Сперва стоит отметить, что даже серьезные астрофизики и популяризаторы науки признают, что «Интерстеллар» имеет крепкую научную базу. Разумеется, как и в любом художественном произведении, некоторые элементы фильма были преувеличены ради зрелищности или упрощены, чтобы зрителю было легче все понять.

Кип Торн, который придумал идею для фильма, поставил перед студией условия: каждый элемент фильма должен соответствовать современным научным теориям и выглядеть максимально реалистично. Для одной только анимации черной дыры был создан отдельный движок, основанный на вычислениях типа и содержащий 40 тысяч строк кода в c++. На каждый кадр изображения тратилось 100 часов рендеринга, используя при этом сервер с 30 тысячами ядер процессора. каждая деталь фильма проработана, подкреплена теоретически.

Кто, как и зачем спас людей?

Купер высказывает предположение, что портал в другую галактику и гиперкуб внутри черной дыры создали люди будущего. Он говорит, что однажды, через 1000 лет, человечество пересечет барьер с четырьмя измерениями и в порыве альтруизма протянет руку помощи своим предкам, но это нелогично.

Создателями куба не могут быть люди будущего по двум причинам: во-первых, на земле вот-вот погибнут последние растения, закончатся еда и кислород, без помощи этих существ люди гарантированно погибнут и в будущем не смогут стать теми самыми существами, а если они как-то умудрились пережить болезнь растений в подземных бункерах, синтезируя кислород и питаясь чем-то альтернативным, а затем развились до сверхсуществ, то им уже попросту незачем спасать отсталую цивилизацию, которая не пропадет и без посторонней помощи.

Если предположить, что это альтруизм, то это равносильно тому, как если бы мы, открыв машину времени, отправились бы останавливать все воины прошлого. Мы не дадим погибнуть одним людям, но при этом не позволим родиться другим, так как перепишем историю. Что произошло, то произошло и этого не изменить, только написать по-другому. Если люди умерли, то некому их спасать, а если выжили, то незачем. Тогда мы можем заключить, что это были не люди, об этом также упоминается в книге Кипа Торна.

Космический сверхразум

Есть популярная теория, что людей спасли роботы. Роботы, которым не нужна ни еда, ни кислород, пережили их и в далеком будущем развились настолько, что смогли преодолеть барьер из четырёх измерений и из пятого измерения взаимодействовали с прошлым, чтобы воскресить человечество. Однако эту теорию опровергает доктор Манн в разговоре с Купером: «вы же знаете, Купер, почему в подобной миссии не отправляют роботов. Робот не умеет импровизировать, потому что ему нельзя запрограммировать страх смерти. Наш инстинкт самосохранения - величайший источник вдохновения».

Роботы, несмотря на логичное поведение, вполне разумную речь, весьма ограничены. Они не способны импровизировать и поэтому глупы. на планете Миллер ТАРС даже не думал спасать Амелию до тех пор, пока ему не приказали. Роботы не знают страха смерти и это не позволяет им подстраиваться под окружающие условия.

Существа, которые создали портал и гиперкуб не имеют никакого отношения к людям. Купер ошибся, потому что он пилот и инженер, но не физик. Ему весь фильм на пальцах объясняют все происходящее, его знания не полны. Находись в этом тессеракте Амелия или Дойл, им бы даже в голову не пришло, что эти существа могут быть людьми или даже походить на кого-либо существующего в нашей вселенной. В книге «наука интерстеллар» этих существ называют жителями балка.

Что такое балк?

Балк — это другое измерение, то, что находится ниже наших трёх или четырёх. Если учитывать время, человек, в силу своей ограниченности, заперт во времени. Каждый из нас может находиться только в «сейчас». Человеку закрыто будущее и прошлое, но для жителей балка нет ни будущего, ни прошлого. Для них время – это точно такое же измерение, как для нас длина или высота.

Если сущности из балка вообще есть, то из чего они состоят? Определенно не из той же материи с атомным строением, что и мы, – атомы могут существовать лишь в трех пространственных измерениях, а не в четырех.

Купер даже не понял, что по-прежнему находится в трех измерениях, он увидел тысячи комнат своей дочери и подумал, что его переместили в четвертое измерение, но это совсем не так.

Тессеракт

Тессеракт — это модель четырёх измерений, то, как они должны выглядеть в трехмерной реальности. В книге Кип Торн дает более подробное объяснение. Структуру этого космического шкафа, сущность жителей балка можно понять из фильма «Космическая одиссея», ставшего вдохновением для Кристофера Нолана, он с детства обожал этот фильм.

В «интерстеллар» червоточина появляется у Сатурна, в «одиссее» - у Юпитера. В одной истории герой залетает в черную дыру, а в другой прямиком в Солнце. В обоих фильмах героев ведет и уберегает от разрушительных сил чья-то воля. Купер попадает в космический шкаф, а Боумэн оказывается в номере гостиницы.

Тессеракт

Любая достаточно развитая технология неотличима от магии, поэтому все, что происходит в обоих фильмах с точки зрения простого пилота кажется магией. С этой точки зрения пятимерные существа представляются некими всемогущими богоподобными путешественниками во времени, однако их влияние на наш трехмерный мир довольно ограничено.

Они имеют бесконечный доступ ко времени от рождения до гибели вселенной, но из-за огромного масштаба попросту не могут отследить какой-либо конкретный временной отрезок. Для них отыскать конкретный день, не говоря уже о конкретной минуте, как для нас отыскать определенную песчинку в пустыне Сахаре. Именно поэтому они не передали квантовые данные людям напрямую. время для них осязаемо, но очень размыто. Они могут отправиться в любой момент прошлого и будущего. Проблема в том, чтобы найти этот момент. Поэтому им нужен был кто-то из нашего трехмерного мира, им нужно было подтолкнуть людей к тому, чтобы те сами получили данные из черной дыры.

Как жители балка подтолкнули людей к черной дыре?

Ответ содержится в самой первой сцене фильма, в сцене, где внезапно возникнувшая аномалия, созданная 5-мерными существами, приводит к тому, что Купер разбивается на рейнджере. Пятимерные создания принялись вносить в реальность изменения, пока одно из них не сработает и не приведет к желаемому результату - выживанию людей. Первое воздействие - создание портала к черной дыре Гаргантюа, в которой можно раздобыть квантовые данные. этот портал провисел у сатурна около 50 лет. Нужен был лишь человек, который пройдет через него и попадет в черную дыру.

Ведущий физик доктор Бренд посчитал, что попасть в черную дыру и получить данные невозможно. Точнее, невозможно будет их передать из-за огромной гравитации, но он не знал, что жители балка разместили внутри черной дыры тессеракт, который позволит выжить и установить связь. Поэтому Бренд начинает готовить план «лазарь», согласно которому люди на земле погибают. Но этот план жителей балка не интересовал, они хотели спасти всех людей, а не только часть, поэтому они устроили все так, чтобы человек так или иначе оказался в черной дыре.

Никто из людей не знал, что внутри гаргантюа будет гиперкуб, который позволит человеку выжить в черной дыре и успешно передать данные. прыжок в черную дыру означал смерть. Как заставить человека совершить прыжок, если это противоречит нашему инстинкту выживания? Нужно сыграть на этом инстинкте. Как сказал доктор Манн Куперу: «взять вас, например, вы отец, ваш инстинкт выживания проецируется на ваших детей». То есть жители балка использовали человеческую любовь, которая позволила экстраполировать инстинкт выживания на другого человека.

таким образом можно заставить человека отбросить страх и прыгнуть в черную дыру, потому что люди эмоциональны и пятимерные создания воспользовались этим, чтобы подстегнуть людей сделать то, что нужно для выживания вида.

Как инстинкт выживания спроецировался на другого человека

Крайне трудно заставить человека принести жертву ради незнакомых ему людей, но ради любимой дочери купер был готов на все. Жители балка использовали любовь купера к Мерф, чтобы заставить его покинуть землю и эту же любовь, чтобы он рискнул собой ради выживания дочери.

По ходу фильма мы узнаем, что Купер был в составе команды Манна и 10 лет назад, вместе с доктором Манном, он также отправлялся с Земли в портал и потом на одну из планет в другой галактике. Но в начале фильма какая-то гравитационная аномалия не позволила ему взлететь и он разбился, поэтому не отправился вместе с остальными раньше. Никто кроме него больше не встречал подобного. Он единственный из всей команды, чей рейнджер пострадал. Создав эту аномалию, жители балка сразу же увидели результат воздействия. Человечество в будущем выжило, рейнджер разбился и Куперу пришлось 10 лет заниматься фермерством. У него родилась дочь и спустя 10 лет Купер снова летит в космос, но на этот раз ради дочери. Не для того, чтобы спасти человечество, а чтобы его дочь была в безопасности. Вот к такому изменению привела трагедия в начале фильма. Это вмешательство и позволило зациклить общение Купера с дочерью и выступать ему в роли призрака.

Зачем кому-то спасать человечетво?

Но возникает следующий вопрос: а зачем жителям балка спасать человечество? Какое им дело? Представьте существ, которые имеют ответы на все загадки вселенной, которые видели начало и конец времен. Они видели, как вселенная родилась и как она умрет, если это вообще произойдет. Они видели все метаморфозы космоса, для них нет никаких тайн, но есть во вселенной кое-что нелогичное и противоречивое - люди. Их эмоции, чувства, надежды и вера в будущее. Эти неисчислимые и хаотичные величины работают по законам, далеким от законов физики и от того вызывают у жителей балка интерес.

Человек по сравнению с космосом ничтожно малая песчинка. Космос огромен, его масштабы впечатляют и будоражат сознание, он невероятно обширен, возможно, страшен. Он больше всего, что можно себе представить, но при этом он прост и скучен, в нем все повторяется снова и снова - одни и те же процессы, одни и те же метаморфозы, огромное безжизненное пространство и массивные объекты.

Человек заурядный по сравнению с космосом и любым его объектом, сложен и уникален, несмотря на свой маленький размер, поэтому можно сказать, что человек больше космоса со всеми его драмами, противоречиями. Человек самое интересное, что есть в космосе - маленький бриллиант в бесконечной пустоте.

Или же инопланетный сверхразум решил спасти свой курсовой проект и не дать ему уничтожиться, ведь сроки горят, а багов много, начинать он его с нуля не хочет, хочет именно спасти начатое дело.

Больше информации про тессеракт и жителей балка можно увидеть в красивом видео на ютубе, где приятная озвучка и потрясающая атмосфера, ссылка на видео: Главная идея Нолана.