Био-тек или архитектурная бионика – стиль в архитектуре и дизайне, который основан на подражании природным элементам и формам.
Термин «бионика» впервые был введён в 1960 году на симпозиуме в Дайтоне (США), на котором прозвучал лозунг «Живые прототипы- ключ к новой технике». Несмотря на это, первые попытки заимствования биологических прототипов совершал Леонардо да Винчи при создании летательных аппаратов на мускульной тяге. В переводе с древнегреческого «бионика» означает «живой элемент». Данная наука была основана на стыке биологии и конструирования техники.
Био-тек стал новым дыханием в эпохе конструктивизма, который сейчас наиболее полно представляет стиль лофт, где приветствовались строгость и правильность линий. До сих пор идут споры, кто же является основоположником внедрения природных идей в конструирование.
Одним из основателей можно назвать Антонио Гауди – каталонским архитектором, который имел свой яркое и неповторимое видение. Одними из наиболее значимых его проектов считаются собор Святого Семейства и Парк Гауди в Барселоне.
При рассмотрении элементов дизайна в Парке Гауди можно заметить колоннаду, которая подражает сталагмитам и сталактитам в пещерах. Конфигурации многих дымоходов выполнены так, что напоминают яйца или грибы. Фирменной карточкой архитектора была яркая мозаика, которая придаёт сказочный вид строениям. Из-за подобной декорации поверхностей и необычных строений крыши зданий напоминают морские раковины.
Второй грандиозный проект Гауди так и остался незаконченным. Собор Святого Семейства представляет собой объект с 2 стилями: строгость линий конструктивизма с применением эффекта кьярускуро и своеобразное направление Антонио. При рассмотрении фасада Рождения создаётся впечатление, будто собор представляет собой песчаный замок. В элементах декора изобилуют представители флоры и фауны: плющ, цветы, черепахи, ящерицы, улитки и так далее.
Другим «отцом» био-тека считается американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Его стиль основывался на мысли, что архитектура должна быть похожа на живой организм, который развивается в соответствии с законами природы, в гармонии с окружающей средой. Ллойд высказывался об органической архитектуре, как об единстве искусства, науки и религии. Его проекты отличаются плавностью линий, простейшими фигурами. Для Райта очень важна была связь с природой, а также любовь к японской культуре, что отображалось в его замыслах. Вдобавок, он стал отцом для такого жанра, как «Дом прерий» - архитектурное направление 1900-1917 годов, характеризующиеся гладкими горизонтальными линиями, плоскими крышами, вытянутыми фасадами, широкими карнизами, большими открытыми пространствами внутренней планировки и отсутствием единой геометрической конструкции. Примерами проектов Ллойда Райта служат музей Гуггейнхама в Нью-Йорке, Дом Эннисов и Дом над водопадом в Пенсильвании.
Сегодня можно увидеть во многих странах строения в стиле архитектурной бионики. Они характеризуются фито-, зоо- и антропоморфизмом, где материалы подобраны так, чтобы максимально приблизить внешний вид конструкций к виду природного материала, например мембран, пузырей, паутины или волокон.
В числе знаменитых архитекторов-биоников находятся Грег Линн, Майкл Соркин, Саньтяго Калатрава, Николас Гримшоу и другие. Им принадлежат такие проекты, как Отель-Медуза в Тяньдзине (Китай), железнодорожная станция Лион-Сент-Экзюпери (Сатолас, Франция), железнодорожный вокзал Ориенте (Лиссабон, Португалия), оперный театр Тенерифе (Канарские острова) и прочие.
Кроме того, стоит обратить внимания на столь необычные объекты, как Национальный космический центр в Великобритании который выполнен в виде пузыря; Дворец искусств имени королевы Софии в Валенсии в форме створчатой раковины; Центр наук, инноваций и технологий в Лейкленде с автоматическими жалюзи, которые изменяют свое положение в зависимости от положения солнца; Храм-Лотос в Дели и многие другие.
Форма яйца или огурца достаточна распространена. В некоторых городах мира можно заметить «местное яйцо/огурец/кукурузу». Такими сооружениями могут похвастаться Москва, Барселона, Лондон, Мумбаи, Пекин, Дубаи, Кёльн.
На данный момент био-тек является развивающимся стилем. Философия этого жанра подразумевает единение с природным началом, из-за чего открывается новое русло для развития: создание экологичных строений. Идея заключается не только в экологичности используемых материалов, что перенял для себя от био-тека барнхаус, но и в использовании растительных компонентов в качестве элемента архитектуры.
Примерами могут служить зелёные дома «Qiyi City Forest Garden» в Ченду (Китай). Однако как раз таки этот жилой комплекс показал, насколько важна слаженная и ответственная работа не только инженеров-проектировщиков, ландшафтных дизайнеров, но и биологов.
Концепция вертикального озеленения заключалась в том, что обилие зелени будет помогать очищать воздух в крупных городах, повысит энергоэффективность и улучшит микроклимат зданий. Но не были учтены климатические условия, неисправность дренажной системы и ещё ряд факторов, которые привели к переувлажнению флоры. Растения начали загнивать, что привлекло множество птиц и кровососущих насекомых. Таким образом люди были вынуждены оставить зеленые небоскребы, которые сейчас хорошо подходят для декораций пост-апокалиптических фильмов.
Но не стоит ставить крест на вертикальном озеленении, ведь есть и удачные примеры внедрения флоры в постройки: «Вертикальный Лес» в Милане от Стефано Боэри, школа искусств Woha в Сингапуре, вертикальная оранжерея Hortus Celesia в Нидерландах, Clearpoint Residecies в Коломбо (Шри-Ланка) и другие.
Стоит отметить высокое мастерство инженеров, работавших над созданием «Вертикального Леса» в Милане. Жилой комплекс оборудован солнечными панелями и системой накопления дождевой и «серой» воды с последующей фильтрацией и использованием в оросительных целях. Стефано Боэри был удостоен Международной высшей награды Немецкого архитектурного музея во Франкфурте, к тому же получил премию STBUH за «Лучшее высотное здание в мире» в 2015 году. Больше фото в галерее.