Ирисы

Ирисы входят в список самых дорогих из когда-либо проданных картин. Они были куплены в 1987 году за 54 миллиона долларов. В настоящее время Ирисы выставлены в Центре Гетти в Лос-Анджелесе, Калифорния.

ИСТОРИЯ ИРИСОВ

В 1889 году Ван Гог был помещен приют в Сен-Реми, первоначально августинский монастырь XII века, примерно в двадцати километрах к северу от Овна. Для Ван Гога Сен-Поль-де-Мавзоль был приютом, монастырем и студией в одном лице. Изоляция была тем, что ему было необходимо; аскет в Ван Гоге мог предаваться тем лишениям, которые ему заблагорассудятся, а художник, находился в месте, которое стремилось поощрять искусство.


«Природа, - писал однажды Ницше, - уводит гения в тюрьму и стимулирует его желание вырваться на свободу до крайности».

Приступы психической нестабильности укрепили его решимость отвернуться от мира. Более того, они сделали для него невозможным общение с миром любым другим путем, кроме как своим искусством. В приюте, в перерывах между обострениями, Ван Гог с отчаянной решимостью отдавался своему искусству, зная, что это единственное что может его спасти. Он называл картины «молниеотводом моей болезни». Ирисы, были его первым предметным этюдом в приюте. Это предшествовало его первому рецедиву и на первый взгляд не заметны явные следы мрачности и высокого напряжения, которые проявляются во многих более поздних работах. Он с восхищением и радостью пишет цветы.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ

На стилистику, скорее всего, повлияли японские гравюры на дереве, которые были популярны в 17 веке. Использование черных контуров – типичный элемент, присущий гравюрам, отлично показывает, что Ван Гог, как и другие художники его времени, находились под влиянием не только европейской, но и азиатской культуры. Использование отчетливого контурирования объектов, как художественный прием, помогло усилить выразительную силу картины. Элементы на картине располагаются плотно, упорядочено. Глазу есть «где разгуляться» за счет разделения холста на довольно отчетливые, большие области цвета, приближающиеся к симметрии: холодный зеленый лист посередине, радужкой сверху и снизу зелень опоясывает синий, а в двух углах – красная земля и далекий теплый зеленый цвет, все это соединяется желтым, оранжевым и белым. Каждая область имеет свои характерные формы и пятна, и все они как будто светятся изнутри.

В отличие от цветочных композиций импрессионистов, в которых растения представляют собой бесформенные цветные пятна, в этом произведении формы тщательно изучаются и индивидуализируются с той же искренностью и точностью, что и портреты; Ван Гог обнаруживает бесконечное разнообразие изогнутых силуэтов, новый источник движения, в том, что легко могло бы стать статичным орнаментальным повторением того же мотива. Эти волнистые, пылающие, изогнутые линии, ломаные и заостренные, предвосхищают более поздние работы, выполненные в Сен-Реми.