Жизнь Ван Гога

"Мне очень нравится поговорка: «Как станет хуже некуда, так и на лад пойдет». По временам я спрашиваю себя, не стало ли нам действительно «хуже некуда», потому что мне очень уж желательно, чтобы все наконец «пошло на лад»."

  • Рождение 30 марта 1853
    Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Грут-Зундерт, Нидерланды. Его отец, Теодорус Ван Гог, был строгим деревенским министром, а его мать, Анна Корнелия Карбентус, была художницей. Её любовь к природе, рисованию и акварели передалась ее сыну.
  • Детство
    Художник родился ровно через год после того, как первенец его родителей (которого также звали Винсент), появился на свет мертворожденным. В малом возрасте Винсет был не по годам грустным и тоскливым, так как постоянно наблюдал свое имя, и дату рождения на надгробии умершего брата. Он был тихим, замкнутым юношей, проводившим свободное время, гуляя по родной деревне, наблюдая за природой.
  • Семья
    У Ван Гога было два младших брата и три младших сестры: Тео и Кор; Анна, Элизабет и Виллемен. Позже Тео сыграет важную роль в жизни своего старшего брата как доверенное лицо и торговец его картинами.
  • Первая работа 1868
    В 15 лет семья Ван Гога испытывала финансовые трудности, и он был вынужден бросить школу и пойти работать. В 16 лет его наняли в качестве стажера в Гаагское отделение арт-дилеров Goupil and Co., партнером которого был его дядя Корнелис.
  • Лондон 1873-1876
    Ван Гог работал на Гупиля в Лондоне с 1873 года по май 1875 года, а позже в Париже до апреля 1876 года. Ежедневное созидание произведений искусства пробуждало его художественную чувствительность, и вскоре он полюбил Рембрандта, Франса Хальса и других голландских мастеров. Наравне с классической живописью он интересовался и современными художниками (Жан-Франсуа Милле и Камиль Коро), влияние этих мастеров так же можно проследить во всем его творчестве.
  • Увольнение
    В это время он влюбляется в дочь своей арендодательницы – Эжени Лойер. Когда девушка отклонила его предложение руки и сердца, у Ван Гога случился срыв. Его стремление к человеческой привязанности было подавлено, и он стал еще более одиноким. Он выбросил все свои книги, кроме Библии, аргументируя это тем, что он решил посвятить свою жизнь Богу. На работе у него так же начались проблемы из-за психической нестабильности. Он не хотел торговать искусством, оттого сердился на клиентов, и говорил им чтобы они не покупали «бесполезное искусство», и в конце концов был уволен.
  • Проповедник 1878
    Далее свой профессиональный путь он продолжил в качестве учителя языков и проповедника, а в 1877 году работал продавцом книг в Дордрехте, Нидерланды. Стремясь служить человечеству, он задумался стать священнослужителем и занялся теологией; После года прилежной учебы он отказался сдавать экзамены по латинскому языку, назвав латынь «мертвым языком» бедняков, и впоследствии ему было отказано.
  • Увольнение 1878-1880
    В 1878 году прошел краткосрочное обучения в качестве евангелиста в Брюсселе. Зимой 1878 года Ван Гог вызвался переехать на обедневшую угольную шахту на юге Бельгии, куда обычно отправляли проповедников в качестве наказания. Там зимой 1879–1880 годов он пережил свой первый психологический кризис. Живя среди бедных, он отдал все свои материальные блага; Он проповедовал и служил больным, а также рисовал шахтеров и их семьи, его называли «Христос угольных шахт». После этого он был уволен церковными властями за слишком буквальное толкование христианского учения о мученичестве.
  • Начало творчества
    Без гроша в кармане и чувствуя, что его вера разрушена, он впал в отчаяние. ««Они думают, что я сумасшедший», - сказал он своему знакомому, - потому что я хотел быть настоящим христианином. Они выгнали меня как собаку, сказав, что я провоцирую скандал». Именно тогда Ван Гог начал всерьез заниматься рисованием, открыв тем самым в 1880 году свое истинное призвание как художника. Ван Гог решил, что с этого момента его миссия - утешать человечество через искусство. «Я хочу передать этим несчастным братское послание», - объяснил он своему брату Тео.
  • Продуктивное десятилетие 1880-1890
    Его творческая карьера была чрезвычайно короткой, продлившись всего 10 лет с 1880 по 1890 год. Для восполнения недостатка художественного образования он начал самостоятельно изучать книги по академическому рисунку. Искусство помогало Ван Гогу оставаться эмоционально стабильным. В течение первых четырех лет этого периода, приобретая технические навыки, он почти полностью ограничивался рисованием акварелью.
  • Поиск 1880-1882
    Сначала он пошел учиться рисованию в Брюссельскую академию; в 1881 году он переехал в пастор своего отца в Эттене, Нидерланды, и начал работать с натуры. Ван Гог работал упорно и методично, но вскоре понял трудность самообучения и что ему необходимо искать руководство более опытных художников. В конце 1881 года он поселился в Гааге, где работал с голландским пейзажистом Антоном Мауве. Он посещал музеи и встречался с другими художниками. Таким образом, Ван Гог расширил свои технические знания и летом 1882 года начал экспериментировать с масляными красками.
  • Нуэнен 1883-1885
    В 1883 году желание побыть «наедине с природой» и с крестьянами привело его в Дренте, изолированную часть северных Нидерландов, часто посещаемую Мауве и другими голландскими художниками, где он провел три месяца, прежде чем вернуться домой. Он оставался в Нуэнене большую часть 1884–1885 годов, и за эти годы его творчество стало более смелым и уверенным.
  • Отъезд
    Он рисовал три типа картин - натюрморт, пейзаж и рисунок - все они связаны между собой тем, что отсылают к повседневной жизни крестьян, к трудностям, которые они пережили, и к сельской местности. Роман Эмиля Золя «Жерминаль» (1885) об угледобывающем регионе Франции произвел сильное впечатление на Ван Гога, и во многих его картинах этого периода, например, «Ткачи» и «Едоки картофеля», присутствует критика социальной несправедливости. В конце концов, он почувствовал себя слишком изолированным в Нуэнен.
  • Вдохновение
    Его понимание возможностей живописи быстро развивалось; Изучая Хальса, он научился изображать свежесть визуального впечатления, а работы Паоло Веронезе и Эжена Делакруа научили его, что цвет может выражать что-то сам по себе. Одновременно Ван Гог открыл для себя японские гравюры и живопись импрессионистов. Все эти источники повлияли на него больше, чем академические принципы, которым преподавали в Антверпенской академии, куда он был зачислен.
  • Переезд в Париж 1886
    Его отказ следовать указаниям академии привел к спорам, и через три месяца он поспешно уехал, чтобы присоединиться к Тео в Париже. Там, все еще озабоченный улучшением своего рисунка, Ван Гог встретил Анри де Тулуз-Лотрека, Поля Гогена и других, которые должны были сыграть важную роль в современном искусстве. Они открыли ему глаза на последние события французской живописи. В то же время Тео познакомил его с Камилем Писсарро, Жоржем Сёра и другими художниками импрессионистами.
  • Постимпрессионизм

    1886-1888
    В Париже с весны 1886 года по февраль 1888 года появился его личный стиль и манера письма. Палитра стала красочной, его видение стало менее традиционным, а тональность более светлой, что можно увидеть на его первых картинах Монмартра. К лету 1887 года он писал чистыми красками и использовал ломаную манеру письма, временами пуантилистическую. Наконец, к началу 1888 года постимпрессионистский стиль Ван Гога кристаллизовался, в результате чего были созданы такие шедевры, как «Портрет Пера Танги» и «Автопортрет перед мольбертом», а также некоторые пейзажи парижских пригородов.
  • Арль
    Спустя два года Ван Гог устал от городской жизни, был физически истощен и жаждал «взглянуть на природу под более ярким небом». Теперь его страстью был «полный эффект цвета». Он уехал из Парижа в феврале 1888 года в Арль на юго-востоке Франции. Картины, которые он создал в течение следующих 12 месяцев, - изображают цветущие фруктовые деревья, виды города и окрестностей, автопортреты, портреты почтальона Рулена и других друзей, интерьеры и экстерьеры дома, подсолнухи и пейзажи.
  • Свой стиль
    В этих работах он стремился уважать внешний, визуальный аспект фигуры или пейзажа, но обнаружил, что не может подавить свои собственные чувства, которые находили выражение в выразительных контурах и усиленных цветовых эффектах. Когда-то не решаясь отклониться от традиционных техник живописи, над которыми он так усердно работал, он дал волю своей индивидуальности и начал выдавливать масляные краски из тюбика прямо на холст.
  • Новый стиль
    Стиль Ван Гога был спонтанным и инстинктивным, поскольку он работал с огромной скоростью и интенсивностью, решая запечатлеть эффект или настроение, пока оно им владело.
  • О темпе
    «В жизни то же, что в рисовании: иногда нужно действовать быстро и решительно, браться за дело энергично и стремиться к тому, чтобы крупные линии ложились с быстротой молнии. Если тебе скажут, что мои работы сделаны слишком быстро, отвечай, что такое суждение о них тоже вынесено слишком быстро».
  • Студия Юга

    В Париже он надеялся сформировать отдельную группу импрессионистов с Гогеном, Тулуз-Лотреком и другими, у которых, по его мнению, были похожие цели. Он арендовал дом в Арле, чтобы убедить их присоединиться к нему, и основал рабочее сообщество под названием «Студия Юга». Гоген прибыл в октябре 1888 года, и в течение двух месяцев Ван Гог и Гоген работали вместе; но, хотя каждый в некоторой степени влиял на другого, их отношения быстро ухудшались, потому что их идеи часто являлись противоположными, и они были несовместимы по темпераменту.
  • Ухо

    Катастрофа случилась в канун Рождества 1888 года. Физически и эмоционально истощенный Ван Гог изнемогал от напряжения. Он поспорил с Гогеном и, как сообщается, погнался за ним с бритвой и отрезал нижнюю половину своего левого уха. Однако историки искусства 21-го века Ханс Кауфманн и Рита Вильдеганс изучили современные полицейские записи и переписку художников и пришли к выводу, что на самом деле Гоген искалечил ухо Ван Гога и сделал это мечом. Что бы ни случилось, Ван Гог взял на себя ответственность и был госпитализирован; Гоген уехал в Париж.
  • Обострение и больница 1889
    Ван Гог вернулся домой через две недели и возобновил рисование, создав зеркальный автопортрет с перевязанным ухом и трубкой, несколько натюрмортов и «Берсез». Несколько недель спустя у него снова проявились симптомы психического расстройства, достаточно серьезные, чтобы его снова отправили в больницу. В конце апреля 1889 года, опасаясь потерять возобновленную работоспособность, которую он считал гарантией своего здравомыслия, он попросил временно запереть его в психиатрической больнице в Сен-Реми-де-Прованс для лечения и надзора.
  • Творчество в больнице
    Ван Гог оставался там в течение 12 месяцев, его преследовали периодические приступы, чередующиеся между состояниями спокойствия и отчаяния, и продуктивной работы: «Звездная ночь», «Сад приюта», «Кипарисы», «Оливковые деревья», «Ле Альпий», портреты врачей и интерпретации картин. Основная идея этих картин – страх потерять связь с реальностью, а также некоторая грусть. В Сен-Реми он постарался сделать свои картины более спокойными. Однако, подавляя свое волнение, он более вовлекался в искажение элементов, развивая стиль, динамичность форм и энергичность линий.
  • Париж 1890
    Подавленный тоской по дому и одиночеством, он очень хотел снова увидеть Тео и север, именно поэтому он прибыл в Париж в мае 1890 года. Ван Гог сначала работал с энтузиазмом; его выбор таких предметов, как кукурузные поля, долина реки, крестьянские коттеджи, церковь и ратуша, отражают его духовное облегчение.
  • Разочарование 1891
    Последовала еще одна модификация его стиля: естественные формы в его картинах стали менее искаженными, а цвета стали более прохладными и свежими. Его манера письма стала шире и выразительнее, а видение природы более лиричным. Кажется, что все на этих картинах движется, живет. Однако этот этап был коротким и закончился ссорами и чувством вины за его финансовую зависимость от Тео (теперь женат и имеет сына) и его неспособностью добиться успеха.
  • Самоубийство 1891
    В отчаянии от того, что когда-либо сможет преодолеть свое одиночество или вылечиться, Ван Гог застрелился. Он умер не сразу. Когда его нашли раненым в своей постели, он якобы сказал: «Я застрелился... Надеюсь, что не ошибся». В тот вечер на допросе в полиции Ван Гог отказался отвечать на вопросы, сказав: «То, что я сделал, никого не касается. Я свободен делать со своим телом все, что мне нравится».
  • Две смерти
    Ван Гог умер через два дня. Тео, потерявший здоровье на нервной почве, умер шесть месяцев спустя (25 января 1891 г.). В 1914 году останки Тео были перенесены на могилу его брата на маленькое кладбище в Овере, где сегодня два брата лежат бок о бок с одинаковыми надгробиями.