Считается, что толчком к развитию творческих талантов Энди Уорхола стала его мать – Юлия. Она занималась росписью писанок к Пасхе, увлекалась вышиванием, мастерила цветы из подручных материалов (из консервных банок и гофрированной бумаги).
Юлия, Джон и Энди Уорхолы, 1932
В детстве, в третьем классе Энди заболел хореей Сиденгама, также известная как «Пляска Св. Витта», болезнь была следствием перенесенной в детстве скарлатины. Из-за болезни мальчик был вынужден оставаться дома. Он читал комиксы и журналы о Голливуде, начал рисовать, мастерил коллажи. В этот период Энди получил подарок от своих родителей – его первая фотокамера.
Энди Уорхол, 1936
Считается, что этот период жизни Энди Уорхола стал отправной точкой в становлении личности.<>
Энди Уорхол посещал начальную школу Холмс (Holmes School). Также, до перехода в старшую школу (Schenley High School) в 1942, посещал художественные занятия в Институте Карнеги (сейчас Художественный музей Карнеги, англ. Carnegie Museum of Art).
Энди Уорхол, старшая школа, 1945
Родители Энди заметили талант сына и откладывали деньги на его обучение. Он поступил в Технологический институт Карнеги (сейчас Carnegie Mellon University), обучался здесь с 1945 до 1949).
На протяжении всей жизни Уорхол зацикливался на своих физических несовершенствах. Вследствие перенесенной хореи Сиденгама, у Энди начались проблемы с пигментом кожи, что вызвало ее обесцвечивание. В школе к нему привязались клички “Spot” и “Andy the Red-nosed Warhola”.
Чтобы скрыть физические несовершенства, Уорхол экспериментировал со своим внешним видом: носил парики, использовал косметику, модно одевался. Также сделал пластическую операцию по изменению формы носа.
В 1980-х Уорхол ежедневно занимался спортом и принимал витаминные добавки, чтобы восстановить волосы и кожу. Он использовал изображения спортивных людей в своих работах, а тренажеры стали чаще фигурировать в фотографиях его студии.
После выпуска из Технологического института Карнеги со степенью графический дизайн, Энди Уорхол переезжает в Нью-Йорк и начинает свою карьеру в качестве коммерческого художника. Тут он и решил «удалить» последнюю букву своей фамилии, и стал использовать фамилию Уорхол.
Энди Уорхол с одноклассниками Филипом Перлстайном и Джоан Крамер во время посещения Рокфеллер-центра, 1948
Его первая работа появилась в 1949 году в журнале Glamour. Уорхол проиллюстрировал сюжет под названием «Что значит успех?» Успешная работа выиграла приз и на протяжении 1950-х привлекла на его сторону много клиентов, включая Tiffany & Co., I. Miller Shoes, Fleming-Joffe, Bonwit Teller, Columbia Records, и Vogue.
Энди Уорхол был известен своей техникой рисования blotted-line ink («промокшие чернила»), он развивал свою технику в колледже и усовершенствовал ее в 1950-е годы. Этот метод комбинировал в себе рисование с гравюрой и позволял Уорхолу повторять изображения и создавать множество практически идентичных иллюстраций. Благодаря этому, он мог быстро изменять основные цвета композиции по желанию клиента.
Туфли на высоком каблуке, 1955
В 1952 году Юлия Уорхола (мать Энди Уорхола) переезжает в Нью-Йорк к своему сыну. Юлия также была художником. Кошки и ангелы были ее любимыми образами для иллюстраций, и в 1957 году Уорхол опубликовал книгу с ее работами «Holy Cats by Andy Warhol’s Mother».
В 1956 году в галерее Бодлей (Bodley Gallery) проводилась выставка Энди Уорхола под названием «Studies for a Boy Book». Здесь были представлены скетчи Уорхола: портреты молодых людей в стиле ню.
Seated Male Nude torso, 1950
В 1960-х Уорхол переключается на движение поп арта, которое началось в Великобритании в середине 1950-х. В 1961 году Энди Уорхол создал свою первую картину в жанре поп-арт. Coca-Cola Уорхола стала точкой притяжения в его карьере. Начинается переход от скетчей, графических работ к шелкографии, и к комбинации двух направлений: поп-арта и абстракции.
Coca-Cola, 1961
Уорхол начинает формировать свой фирменный стиль – фотографическая шелкография (photographic silkscreen printing) – в 1962. Этот метод позволял ему легко копировать свои работы. В 1962 Уорхол начал серию портретов знаменитостей, включая Мэрилин Монро, Элвиса Пресли и Элизабет Тейлор. В тот же год Уорхол выставил серию работ «Банки супа Кэмпбелл» в галерее Ферус (Ferus Gallery) в Лос-Анжелесе.
Красная Джеки, 1964
В 1963 Уорхол начинает серию «Смерть и катастрофа». Для работы использовал фотографии из журналов и газет, также фотографии из официальных полицейских расследований автомобильных аварий, несчастных случаев.
В период между 1963-1968 гг. снимает фильмы. Первым полнометражным фильмом Уорхола стала картина «Сон» (1963), в которой на протяжении пяти часов двадцати одной минуты поэт Джон Джорно (John Giorno) спит… В 1966 создает наиболее коммерчески успешный свой фильм «The Chelsea Girls».
Уорхол за работой, 1964
3 июля 1968 года на Энди Уорхола было совершено покушение. Валери Соланас, пришла в студию Уорхола и выстрелила в него. Урон от выстрелов был огромный: задето 8 органов, остались глубокие шрамы. За этим инцидентом последовало бесчисленное множество операций. Энди Уорхол был вынужден носить корсет до конца жизни.
Энди Уорхол и его корсеты, 1986
Уорхол с детства был увлечен голливудскими знаменитостями и славой. В 1960-х годах его студия стала местом встречи художников, музыкантов и писателей, включая Лу Рида, Боба Дилана, Трумэна Капоте и многих других. Суперзвезды Уорхола, в том числе Эди Седжвик, Бриджит Берлин, Ундина и Кэнди Дарлинг, были завсегдатаями студии Уорхола, они появлялись в его фильмах и стали неотъемлемой частью его общественной жизни. В 1970-х Уорхол был завсегдатаем нью-йоркской дискотеки Studio 54 и получил сотни заказов на портреты от богатых светских людей, музыкантов и кинозвезд. Он оставался в центре внимания в 1980-х годах благодаря своей работе на телевидении и моделированию высокой моды. Уорхол добился славы и помог другим сделать то же самое, как он говорил : «В будущем каждый станет всемирно известным на 15 минут».
Уорхол проявлял интерес к телевидению и даже продюсировал два кабельных шоу: «TV Энди Уорхола» (1980–83) и «Пятнадцать минут Энди Уорхола» (1985–87) для MTV. Он также появлялся на телевидении в сериалах «Лодка любви» и «Субботним вечером в прямом эфире», появлялся как в печатных, так и в телевизионных рекламных роликах, продюсировал музыкальные клипы и снимался в модных показах. Продолжая свои художественные эксперименты, Уорхол в 1985 году создал серию цифровых произведений искусства с использованием Amiga 1000.
За девять месяцев до своей смерти Уорхол создал серию культовых монументальных автопортретов с его изможденным лицом, пристальным взглядом и остроконечным париком, некоторые из полотен имели площадь девять квадратных футов.
Автопортрет, 1986
22 февраля 1987 года Уорхол умер в нью-йоркской больнице на Манхэттене из-за осложнений после операции по удалению желчного пузыря. Уорхол похоронен рядом со своими матерью и отцом на византийском католическом кладбище Святого Иоанна Крестителя в Бетел-парке, в пригороде к югу от Питтсбурга.
Могила Энди Уорхола