Шефевры из мрамора

«Похищение Прозерпины» это, выполненная Джованни Лоренцо Бернини в стиле барокко, монументальная скульптурная группа из белого мрамора. Автор работал над своим творением на протяжении года (с 1621 по 1622). На тот момент мастеру было лишь 23 года, что, впрочем, не помешала ему создать удивительно выразительную статую.

Идеей послужила сцена из одноименного римского мифа, а именно момент, когда Плутон – бог подземного царства и смерти – схватаил свою юную богиню плодородия, которя в последствии станет его женой, чтобы заточить ее в подземном царстве.

Скульптура выделяется необычайной экспрессивность. Все переживания и эмоции легко понимаются в чертах лиц и положении тел. Атмосфера пропитана особой драматичностью: отчаяние Прозерпины и радость, триумф Плутона. Мужская и женская фигуры гармонично дополняют друг друга. Мужественные, мощные черты бога спосмертия подчеркиваются пышной бородой и густыми растрёпанными волосами. Кажется, что в сильном теле нет ни одного изъяна. Крепкие мышцы выглядят упругими и удивительно реалистичными.

Юная же Прозерпина полностью противопоставляется жгучей энергии своего похитителя. Длинные локоны волос, изящные складки ткани, едва прикрывающие ее тело и тело мужчины рядом, разворот корпуса, движение рук, застывшие в глазах слезы – все это кричит о безысходности и отчаянии Прозерпины. Ее силуэт выглядит миниатюрной в крепких, но бережных объятиях, однако при более внимательном рассмотрении становиться понятно, что обе фигуры поразительно пропорциональны и гармонично сложены. То же можно сказать и об остальных, более мелких, деталях шедевра.

Как признавался сам Барнини, в процессе работы камень будто бы становился мягче, словно воск, позволяя мастеру воплотить свою идею с необыкновенной чувственностью и реализмом. Глядя на скульптуру, невольно начинаешь верить словам скульптора.

Статуя «Целомудрие» это, по сути, надгробный памятник Чечилии Гаэтани дель Аквила д’Арагона, матери князя Раймондо, которая умерла через некоторое время после его родов. Созданием данной скульптуры занимался Антонио Коррадини в 1752 году. Этот мастер уже множество раз изображал людей, окутанных вуалью, но, работая с этой статуей, Коррадини, несомненно, превзошел себя.

Влажная ткань элегантно облегает обнаженное женское тело. Она настолько тонкая, что похожа больше на мираж, чем на что-то реальное. На подоле эфемерного одеяния расположился тончайший узор мраморного кружева. Это чудесное видение поддерживается изящным поясом из распустившихся роз.

Взгляд женщины направлен в сторону, а сама поза легкая и непринужденная. Под ногами героини этой удивительной скульптуры лежит увядшее дерево и осколки мраморной плитки с эпитафией. Все это, в совокупности с легкостью и невесомостью самой героини, как бы говорит о том, что ее жизнь прервалась очень рано.

Тема жизни и смерти для этой композиции взята из библейских мотивов. А в частности, из эпизода под названием «Ноли ме тенгере», в котором Иисус после своего воскрешения просит Магдалену не пытаться удержать его.

Главными идеями этого памятника стали убеждение князя Раймондо в совершенстве личности своей матери и, неисчезающая с годами боль от того, что он никогда не сможет хотя бы увидеть женщину, подарившею ему жизнь, отдав взамен свою.

Добродетель, духовность, чистота и совершенство – вот что хотел показать Антонио Коррадини своим творением. И ему это, несомненно, удалось.

Скульптуру «Избавление от чар» или как ее еще называют «Разочарование» (от слова чары) создал итальянский мастер Франческо Квироло. Заказ на эту скульптуру был необычайно сложен и все мастера, которым было предложено работать над ней сразу же отказались. За исключение Квироло. Он без раздумий согласился рискнуть и не прогадал.

Даже сегодня эта его работа считается одной из самых сложных для выполнения. Более того, многие современные мастера так и не смогли понять, как именно знаменитый итальянец смог добиться такого блестящего результата. Потому некоторые эксперты считают, что Квироло пользовался какой-то особой техникой, которая, к сожалению, в последствии, была утеряна.

Вся композиция, за исключение сети, вырезана из светлого каррарского мрамора. Сеть же была выполнена из вулканической пемзы. Особенностью этого материала является его пластичность и мягкость.

В этой работе привлекает внимание не только тонкость и мастерство работы с камнем, но ее идея. Данная скульптура является надгробьем для отца герцога – Антонио де Сангро. Дело в том, что после того как жена герцога умерла, мужчина сбросил бремя воспитания ребенка на его отца, а сам начал вести беспорядочный образ жизни. Однако, прожив так несколько тел, Антонио пересмотрел свой взгляд на жизнь и принял сан священника, тем самым оградив себя от мирской суеты и излишеств. Сын герцога видел в этой перемене отца прозрение. Он считал, что отец, наконец, обрел чистый взгляд, «избавился от чар».

Скульптура также полна масонских символов. Например, глобус над ногами олицетворяет обманчивость человеческих ценностей, а светоч из головы ангела – высшее знание и просветление.

В Зимнем саду Воронцовского дворца размещена скульптура итальянского мастера Квинтилиана Корбеллини. «Девочка» представляет собой удивительно реалистичную скульптуру, созданную в первой половине XIX века, и, несомненно, является одним из главных сокровищ дворца.

На первый взгляд это вполне обычна скульптура. Хоть и выполненная довольно хорошо игривая поза, фривольное платье, оголяющее только наметившуюся грудь, живой взгляд – но все же не вызывающее восторга. Однако, если приглядеться внимательнее, то из груди невольно вырывается вздох восхищения. Одежда, на которой видна, казалось-бы каждая нить, тонкое кружево и даже швы! Малейшие складочки на коже и даже поры. Все это сразу меняет первое, обманчивое впечатление.

Скульптура выполнена с удивительным реализмом. Необычно живая, такая неустойчивая поза создает впечатление, что «Девочка» сейчас взмахнет пушистыми ресницами, и, игриво усмехнувшись, спуститься со своего пьедестала, отправившись на прогулку по дворцу.

Работу над, пожалуй, одной из самых известных скульптур «Христос под плащаницей» в 1753 году поручили еще безызвестному на тот момент неаполитанскому скульптору – Джузеппе Санмартино. Эта работа стала главной в жизни мастера.

Скульптура изображает Иисуса ледащего на постаменте, полностью покрытого плащаницей, которая, впрочем, не срывает только что снятое с креста тело. Тонкая ткань обрамляет худые ноги и руки, еще недавно пронзенные металлом. Сквозь складки проступают судорожно напряженные мышцы груди и смертельная рана под сердцем, вздувшаяся вена на лбу.

Хотя и мертвое, но все еще напряженное тело пока не приняло умиротворенную позу умершего. Вся фигура источает ауру смиренного страдания. Святой как будто все до сих пор висит на кресте. Только руки безвольно раскинуты, а голова безжизненно упала вправо. Рядом расположились терновый венец, металлические гвозди и клещи, как символ великой жертвы и страдания за всех людей.

Неправдоподобное впечатление создает мягкость ложа святого. Он хоть и лежит на простом матрасе, но под его голову подложено две подушки. Но и эта деталь здесь находится не просто так. Эти, казалось бы, неуместные предметы служат напоминанием на, живым людям, о том, что, когда придет время, все мы будем так же возлежать на смертном одре.

Эта скульптура вызывает восторг во многих людям и признана величайшим произведением искусства эпохи борокко. Однажды даже Антонио Канова выразил свое восхищение этой статуей, сказав, что готов отдать десять лет своей жизни, чтобы считаться автором этого шедевра.

Рафаэль Монти – итальянский мастер, тот кто вывел искусство создания каменной вуали на новый уровень. Он превзошел мастеров XVIII века и навсегда стал лучшим в этом деле.

Ему принадлежит множество потрясающих работ: изящные жрицы-весталки и прекрасные сестры милосердия.

Ткань тончайшим слоем покрывает юные лица, подчеркивая тонкие черты лица. Головы девушек украшены тонкими венками, выражающие молодость и целомудрие прекрасных дев. Покорно склоненные головы смотрят чуть вниз, а на лицах застыло выражение покоя и благостности.

Томас Риджэй Гулд начал работу над «Западным ветром» в 1870 году. Работа продвигалась хорошо, однако в 1874 году скульптуру посчитали копией скульптуры Сеньоре Мэззоли, за исключением разве что драпировки. Этой историей заинтересовалась пресса и провела собственное расследование в ходе которого выяснилось, что все обвинения недействительны и работа мастера является оригинальной. Гулд также высказался, заявив, что все его работы являются полностью его замыслом, и запретил выносить из своей студии статую до ее полного завершения.

Позже, в 1876 году «Западный ветер» была представлена на Филадельфийской Выставке столетия. Так же Гулд рассказал, что создал семь копий этой статуи в двух размерах.