«Похищение Прозерпины» это, выполненная Джованни Лоренцо Бернини в стиле барокко, монументальная скульптурная группа из белого мрамора. Автор работал над своим творением на протяжении года (с 1621 по 1622). На тот момент мастеру было лишь 23 года, что, впрочем, не помешала ему создать удивительно выразительную статую.
Идеей послужила сцена из одноименного римского мифа, а именно момент, когда Плутон – бог подземного царства и смерти – схватаил свою юную богиню плодородия, которя в последствии станет его женой, чтобы заточить ее в подземном царстве.
Скульптура выделяется необычайной экспрессивность. Все переживания и эмоции легко понимаются в чертах лиц и положении тел. Атмосфера пропитана особой драматичностью: отчаяние Прозерпины и радость, триумф Плутона. Мужская и женская фигуры гармонично дополняют друг друга. Мужественные, мощные черты бога спосмертия подчеркиваются пышной бородой и густыми растрёпанными волосами. Кажется, что в сильном теле нет ни одного изъяна. Крепкие мышцы выглядят упругими и удивительно реалистичными.
Юная же Прозерпина полностью противопоставляется жгучей энергии своего похитителя. Длинные локоны волос, изящные складки ткани, едва прикрывающие ее тело и тело мужчины рядом, разворот корпуса, движение рук, застывшие в глазах слезы – все это кричит о безысходности и отчаянии Прозерпины. Ее силуэт выглядит миниатюрной в крепких, но бережных объятиях, однако при более внимательном рассмотрении становиться понятно, что обе фигуры поразительно пропорциональны и гармонично сложены. То же можно сказать и об остальных, более мелких, деталях шедевра.
Как признавался сам Барнини, в процессе работы камень будто бы становился мягче, словно воск, позволяя мастеру воплотить свою идею с необыкновенной чувственностью и реализмом. Глядя на скульптуру, невольно начинаешь верить словам скульптора.