История обработки мрамора

Прошло уже более трех тысяч лет с тех пор, как человек впервые начал использовать резец и мрамор, чтобы воплотить в жизнь самые безумные и прекрасные из своих идей. Мрамор использовали повсеместно, им облицовывали стены и ступени, из него строили колонны и портики, изящные барельефы венчали величественные здания и храмы. Уникальная способность этого камня – пропускать через себя свет – создавала неповторимый эффект, пленяющий множество мастеров и по сей день.

Однако скульптуры и статуи это все же лучшее для чего можно использовать это необычный материал. Человеческое тело, цветы и даже просто предметы обихода – все это обретало неповторимый вид и будто светилось изнутри каким-то таинственным светом стоило только обратить это в мрамор.

Однако такой способ создания шедевров требовал от мастера не только отменного художественного вкуса, но и высокого уровня навыков и полного арсенала технологических средств.

Слово «мрамор» пришло к нам из Греции, дословно это можно перевести как «блестящий камень». Грекам очень повезло с этим строительным материалом. На Пелопоннесе было много залежей этого чудесного камня. К слову, существуют свидетельства, что уже в архаичную эпоху люди добывали мрамор.

Во время строительства Парфенона (город был построен полностью из мрамора) с этим материалом работало множество рабов. Огромные глыбы с помощью специальных клиньев, а также деревянных и железных конусообразных пик разбивали строго по заданной линии. Затем, при помощи системы блоков и рычагов, отколотый кусок поднимали и там же проводили предварительную обработку и раскалывали его по необходимым размерам.

Для транспортировки готовых блоков использовали санки или катки специальной конструкции.

Многие археологи считают, что греки также использовали специальные сверла, чтобы проделывать в каменных блоках отверстия. Однако, пусть такие сверла и были мощными, но все же требовали приложения многих сил. Как правило, для того чтобы проделать отверстие таким инструментом использовалось два человека. Один человек давил на опору, а второй вращал ручку колеса. Для ускорения этого процесса могли использовать воду или кварцевый песок – он непрерывно засыпался в отверстие. Этот процесс мог занимать по много часов (а иногда и целый день), а сверла быстро затуплялись.

Для изготовления более сложных вещей, как, например, скульптуры людей, требовалась более сложная технология. Для начала мастер изготавливал глиняную заготовку. Затем, опираясь на нее, на мраморном блоке делалась разметка с помощью циркуля и линейки, а для соблюдения пропорций использовался шнурок. Когда разметка была нанесена, долотом скалывались самые крупные куски. Потом в ход пускали различные скребки, стамески и шилообразные наконечники. Когда статуя была готова, применяли различные пасты для полировки.

Уже в начале нашего века римские мастера смогли усовершенствовать способ соединения мраморных изделий, используя клей из древесной смолы. Благодаря этому несколько блоков смотрелись как одно целое. Впрочем, и сейчас невозможно отчетливо увидеть швы таких соединений.

«Внутри каждого куска мрамора скрывается скульптура, но только настоящий творец способен найти ее» - так говорил Микеланджело об искусстве резьбы из камня.

Во времена ренессанса, по большому счету, мало что изменилось. Для создания статуй из мрамора все также использовался тяжелый ручной труд и ничего более. Однако же было и то, что несколько облегчало работу – технологическая база. В XV веке в Европе появились легированные стали и сплавы, которые позволяли выплавлять более прочные инструменты. Позже, в IXX веке начали проводить и химическую обработку, используя щавелевую кислоту.

Вместе с этим набор стандартных инструментов остался тем же: отвес, скребок, долото, сверло, различные пилы и т.д.